Выступление Министра внутренних дел по Республике Татарстан

в Госсовете РТ с

отчетом о проделанной работе МВД по РТ по охране общественного порядка и обеспечению безопасности, защите прав и законных интересов граждан от преступных посягательств, а также мерах по обеспечению общественного доверия и поддержки граждан в 2011 году

 

На протяжении многих лет Республика Татарстан по состоянию криминогенной обстановки была и остаётся одним из самых благополучных, спокойных и стабильных регионов страны.

Безусловно, это заслуга не только органов внутренних дел республики, но и результат скоординированных совместных усилий ведомств правоохранительного блока, высокого уровня их взаимодействия.

Кроме того, есть понимание наших проблем и поддержка в их решении со стороны Президента Татарстана и депутатского корпуса республики. 

Трудно переоценить важность и значение своевременного принятия таких республиканских нормативно-правовых актов, как, например Комплексная программа по профилактике правонарушений и целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения». Программы по профилактике терроризма и экстремизма и профилактики наркотизации населения, «Дети Татарстана» и другие.

То, что общественная безопасность всегда находится в центре внимания руководства республики, законодательной и исполнительной ветвей власти, бесспорно вносит существенный вклад в реальное оздоровление оперативной обстановки на территории республики.

Что касается деятельности непосредственно нашего министерства за истекший период, то наш девиз «Реформа-Профессионализм-Доверие», лаконично, в сжатой форме, обозначил стратегию и условия работы органов внутренних дел республики в 2011 году.

Реформа.  Это, бесспорно, самое знаковое событие для всей нашей системы. Перед нами стояла задача - пройти все этапы реформирования в установленные сроки, не упустив при этом контроля над оперативной обстановкой, мы с честью эту задачу выполнили в полном объеме. 

В сжатые сроки проведены серьезные структурные преобразования. Переобъявлены штатные расписания всех органов и подразделений внутренних дел нашего министерства – 87 в количественном выражении. Это, я вам доложу, весьма кропотливый и трудоемкий процесс - к каждому из подразделений применялся сугубо индивидуальный подход.

Одним из основополагающих этапов реформы стала внеочередная аттестация сотрудников органов внутренних дел. Через специальные комиссии прошло свыше 18 тысяч сотрудников. Особенно принципиально рассматривались претенденты на руководящие должности.

Что касается Профессионализма.

Как обозначил Президент России, он должен стать главной отличительной чертой сотрудника полиции. Более того, именно на профессиональные качества сотрудников мы делаем ставку, учитывая трудности, которые неизбежно возникнут в период преобразований.

К ним можно отнести сокращение численности, которое коснулось более чем пятой части личного состава.

В первую очередь мы постарались решить этот вопрос за счет так называемых подразделений обеспечения – тыловых, кадровых, штабных. Но, к сожалению, так или иначе, были вынуждены сократить и службы, вошедшие в состав полиции – следственные, оперативные, обеспечивающие порядок на улицах, непосредственно работающие с населением.

Пример по Казани. Если количество патрульных автомобильных экипажей мы сохранили, то число пеших нарядов на улицах города, сократилось почти вдвое.

Параллельно возросла нагрузка на личный состав. Количество заявлений и обращений граждан, в среднем на одного сотрудника, увеличилось почти на четверть (с 30 до 38). Это еще без учета правонарушений, которые мы сами выявляем.

Мы обеспечили безопасность огромного количества  мероприятий – спортивных, общественно-политических, культурных, праздничных. Из года в год их становится всё больше. Многие имеют общероссийский и международный статус.

Только за истекший год их число практически достигло двух тысяч. Это без учета тех, которые проводили муниципальные образования, где доля участия полиции тоже значительна.

Но, несмотря на все трудности, работая в сложнейших условиях, проходя параллельно этапы реформирования, мы сохранили стабильность оперативной обстановки. 

Уровень преступности продолжает снижаться. На конец года он составил чуть меньше полутора тысяч преступлений в расчете на 100 тысяч населения.

В то время как  в среднем по России и Приволжскому федеральному округу этот показатель заметно выше.

Всего на территории республики, в течение прошлого года, зарегистрировано немногим более 55 тысяч преступлений – наименьшее количество за последние девять лет.

Объективность этой динамики подтверждается устойчивым снижением массива тяжких и особо тяжких преступных деяний, наименее подверженных латентности.

Здесь показатели также выглядят предпочтительнее среднеокружных и среднероссийских.

Существенным сокращением характеризуется подавляющее большинство видов преступлений против собственности.

Динамику вы видите на слайде.

Устойчивый характер носит процесс оздоровления оперативной обстановки в общественных местах, на улицах городов и населенных пунктов. Уличная преступность снизилась почти на 8%. Значительно меньше совершено в общественных местах тяжких и особо тяжких преступлений.

Всего, в отчетном периоде, раскрыто свыше 28 тысяч преступлений, из которых почти 7 тысяч относятся к категории тяжких и особо тяжких деяний.

К уголовной ответственности привлечено 650 членов организованных преступных формирований и лиц, совершивших преступления в составе организованных групп.

Возбуждено 5 уголовных дел по статье 209 УК РФ (бандитизм), и 7 уголовных дел по статье 210 УК РФ (организация преступного сообщества).

Совместно с органами государственной безопасности выявлено 18 преступлений экстремистской и террористической направленности. Уголовные дела возбуждены в отношении членов казанской ячейки запрещенной международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», приверженцев идеологии «Ат-такфир валь-хиджра» и участников неформальных молодежных движений экстремистской направленности.  

Из незаконного оборота изъято более двухсот единиц огнестрельного оружия и свыше  тысячи семисот - принято от населения на возмездной основе.

Подразделениями полиции выявлено более двух с половиной тысяч наркопреступлений, что составляет 64% от общего результата всех правоохранительных органов республики. Перекрыт 21 канал наркотрафика, из них 7 – из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Сохраняется положительная динамика выявленных правонарушений экономической направленности. Оно выросло более чем на 8%, в том числе на 10% - преступления, относящиеся к категории тяжких и особо тяжких. Тогда как в целом по стране и по Приволжскому федеральному округу по этим показателям отмечается снижение.

Выявлен ряд преступлений и возбуждены уголовные дела в отношении ряда высокопоставленных чиновников, получившие широкий общественный резонанс.

Профессионализм сотрудников нашего министерства в течение года не раз подвергался неожиданным испытаниям. Это не только по линии задач, входящих в сферу наших обязанностей. Были еще и природные катаклизмы, чрезвычайные ситуации, и еще много чего.

Можно вспомнить разгул стихии, в начале прошлого года, когда МВД осталось фактически единственным ведомством, сохранившим полноценное управление ситуацией.

Это ликвидация последствий взрыва боеприпасов на военном складе в Удмуртской Республике (пострадал г. Агрыз РТ).

Оперативно-поисковые мероприятия, охрана общественного порядка и содействие другим ведомствам после крушения теплохода «Булгария».

Масштабное оперативно-тактическое учение «Казань-Антитеррор – 2011», когда «учебные диверсанты» на протяжении двух недель безуспешно пытались пробить брешь в обороне силовых ведомств республики. Почти месяц, включая подготовительный период, более двух тысяч личного состава круглосуточно несли службу  на объектах Универсиады.

Это и выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва – тоже не один день напряженной работы.

Можно еще продолжать, но суть в том, что МВД Татарстана не только выполнило в полном объеме весь комплекс поставленных задач, но и показало высокую степень готовности к любым неожиданностям.

Доверие. По важности оно, безусловно, не уступает остальным составляющим девиза, а даже - подытоживает их. Повышение авторитета полиции является одной из конечных целей реформы, а профессионализм – необходимое условие её достижения.

Уровень доверия граждан республики был и остаётся главной оценкой нашей работы.

В нашем распоряжении есть материалы независимого исследования мнения татарстанцев о работе органов внутренних дел, которое, чуть более месяца назад, провело Информационное агентство «Татар-информ».

Если на начало реформы, в 2010 году, только каждый пятый, или 24% опрошенных, отмечали перемены к лучшему в работе республиканских органов внутренних дел, то сегодня на позитивные изменения в работе полиции указывают 36%, более трети.

Как следствие, доля граждан, которые в случае угрозы со стороны преступников обратятся за помощью именно в полицию, выросла на 16%. А раньше не редки были такие ответы, как «обращусь в частные охранные агентства», «приму личные  меры», а то, даже и «рассчитываю на помощь криминальных авторитетов».

На слайдах вы также видите результаты исследования уровня безопасности и деятельности органов внутренних дел по оценке населения, которое проводил в 2011 году Всероссийский центр изучения общественного мнения, уже в масштабах страны.

Высокий уровень уверенности граждан в защищенности своих личных и имущественных интересов и доверия к органам внутренних дел, большое количество граждан, готовых оказать поддержку полиции. Практически по всем позициям Татарстан выглядит весьма достойно.

 Считаю, результаты опросов можно рассматривать в качестве положительной оценки того как проходит реформа, так и нашей работы в целом.

Теперь, что касается наших задач на 2012 год. Их круг весьма обширен – он определяется Директивой МВД России, нашим Планом основных организационных мероприятий,  требованиями Президента страны и руководства Республики Татарстан, а также, естественно, состоянием оперативной обстановки и существующими проблемами в опе­ративно-служебной деятельности.

Конечно, среди них есть и требующие наибольшей концентрации внимания. На первом месте, традиционно - противодействие организованной преступности.

За последние десять лет мы основательно «почистили» республику от этой нечисти. Сегодня делаем это так же последовательно и методично.

В тоже время недооценивать влияние, которое продолжает оказывать на оперативную обстановку организованная преступность, не только недальновидно, но и весьма опасно. Опираясь на огромный опыт работы, мы знаем насколько здесь важно постоянно держать «руку на пульсе».

На наших оперативных учетах сегодня состоит  более 10 тысяч участников свыше ста (132) организованных преступных формирований и одного сообщества.  Каждое третье  ОПФ мы как раз относим к категории тех, кто оказывает существенное негативное влияние на оперативную обстановку.

Как я обещал – пока в республике вопрос организованной преступности не снят с повестки дня, скамья подсудимых пустовать не будет. Могу заверить, что бандитам мы развернуться не дадим.

Следующее важное направление - противодействие экстремизму.

Юношеский максимализм, духовная и социальная незрелость, правовой нигилизм, низкий уровень образованности молодёжи – любым из этих факторов могут умело манипулировать определенные группы в антиобщественных противоправных целях.

Не за деньги, а чаще за сомнительные ценности и лозунги, молодёжь вовлекают в экстремистские группировки. Это проблема актуальна в целом для страны и Татарстан здесь не исключение.

Есть такое мнение, что молодежный экстремизм, как подростковые угри - особого внимания уделять не надо, с возрастом проходит. Так вот – это заблуждение. Замыслы и поступки у этих молодых людей, поверьте, совсем не детские.

Так, в июле  прошлого года были осуждены за организацию экстремистского сообщества (ст.282.1 УК РФ) и совершение преступлений по мотивам национальной ненависти участники молодежной экстремистской группировки «Фронт казанских патриотов».

В ноябре – пресечена попытка молодых людей, относящих себя к «скинхедам» осуществить поджог здание Всетатарского общественного центра  в Казани. Их взяли практически за несколько сотен метров до выбранной ими цели со всем снаряжением - бутылки с зажигательной смесью,  видеокамера, на которую они хотели заснять свой «подвиг» (в кавычках). 

На территории республики проявляют себя такие молодежные движенияэкстремисткой направленности как «Скинхеды» и «Антифа» - наиболее многочисленные, уже упоминавшийся «Фронт казанских патриотов», «Левый фронт», «Другая Россия» и несколько отдельных мелких групп, еще не определившихся, куда им примкнуть, общей численностью около четырех сотенчеловек.

На что способна такая молодежь, когда находятся те, кто умело «поднесёт фитиль», в полной мере ощутили Париж и Лондон.

В вопросах противодействия молодежному экстремизму мы уделяем особое внимание взаимодействию с ректоратами ВУЗов, министерствами образования и по делам молодежи. Выходим на системность этих связей, ищем новые формы совместной работы.

Выстраиваем отношения и с неформальными молодежными движениями позитивной направленности. При правильном подходе они охотно идут на диалог с правоохранительными органами. На нашей последней встрече их лидеры выразили готовность к сотрудничеству, в том числе и по деструктивным молодежным организациям.

Отдавая отчет той опасности, которая исходит от молодежных радикалов, мы считаем, что сегодня наибольшую угрозу общественной безопасности представляют, всё же, проявления экстремизма на религиозной почве.

Апологеты «салафизма» обросли последователями, не редки случаи когда они даже возглавляют мусульманские уммы.

Их деятельность приводит к расколу среди верующих, доходящему до ненависти друг к другу и открытым столкновениям, нетерпимости к тем, кто исповедует другие религии.

Это еще не всё. Главное - под влиянием таких проповедников люди осознанно идут на совершение террористических актов. Из года в год мы выявляем религиозных фанатиков, готовых ради идеи принести в жертву человеческие жизни.

Такие примеры есть, не буду повторяться - средства массовой информации подробно освещали каждый из них.

Главное, что во всех случаях преступникам не дали воплотить их замыслы. В Татарстане сложилась целая система противодействия терроризму и экстремизму, консолидирующая силы и возможности  государственных органов, общественных  движений, традиционных религиозных конфессий.

Правоохранительным структурам, опираясь на этот механизм, удаётся работать на упреждение, хотя и приходится платить здоровьем и жизнями наших сотрудников.

На уровне республики прият ряд продуманных, взвешенных решений по проблеме экстремизма. Задача в том, чтобы обеспечить их неукоснительное исполнение, в первую очередь в муниципальных образованиях.

Каждого из вас знают и уважают в районах, городах республики. Используя свой авторитет, опыт вы можете тоже оказать существенную помощь в решении этой серьезной проблемы.

Большой круг вопросов предстоит решать нашему министерству и в сфере экономики.  Особенно на таком важном направлении, как противодействие коррупции. Именно её Президент страны Дмитрий Анатольевич Медведев, назвал одной из самых тяжелых бед общества, тем самым еще раз обозначив центр приложения наших сил.

Мы идем с заметным плюсом по выявлению должностных преступлений, в том числе взяток. В тоже время привлечение к ответственности Тимофеева и нескольких чиновников среднего звена «погоды не делает» и ими не исчерпывается список высокопоставленных коррупционеров, тем более что сигналов с мест предостаточно.

Сегодня наша первоочередная задача, которую я поставил перед личным составом, – выработать системность в этой работе.

Под пристальным контролем мы обязаны держать обстановку в общественных местах городов и населенных пунктов.

Здесь делаем ставку на более гибкий, взвешенный  подход к планам единой дислокации, предусматривая возможные изменения оперативной обстановки для действенного маневра комплексными силами и средствами. В любое время суток граждане республики должны быть уверены в своей защищенности.

При этом учитываем такой аспект - в последнее время растет политическая активность населения. В целом это нормально, в рамках демократического общества – люди могут открыто выражать свое мнение.

Но, опять же, всё это должно проходить в установленном законом порядке. Иначе, всё превращается в деструктивный процесс, нарушающий интересы, права и спокойствие граждан.

Время от времени появляются личности, которые, не имея твердых политических взглядов или убеждений, следуя в угоду личным амбициям или чьим-то нездоровым желаниям, пытаются дестабилизировать обстановку. Под любыми лозунгами вывести людей на улицы, при этом намеренно вводя в заблуждение других, в первую очередь молодёжь. За этим процессом «торчат уши» и экстремистских движений. Мы отмечали их попытки использовать проходящие в последнее время протестные акции в своих интересах.

Этого допустить нельзя.

Нас иногда критикуют за жесткость. Все помнят, какую волну обсуждений вызвало задержание ста участников несанкционированного митинга 10 декабря.

Сразу скажу, мы действовали исключительно в рамках закона.

Когда мероприятие разрешено, то никаких вопросов, мы сами оказываем всяческую поддержку – безопасность, контроль, пресечение попыток различных провокаций и так далее. Наглядный пример – 4 февраля. Всё было организованно, прошло спокойно, никаких эксцессов и никаких недовольных. Так же без эксцессов прошли и митинги представителей «КПРФ», «Справедливой России» и  «Яблока» (21 декабря 2011, 9 и 21 января 2012).  

А кто предугадает, куда занесёт стихийно собранную, неорганизованную толпу? А если 10 декабря взорвались бы не петарды, а что-то более серьезное?

Наша задача защищать интересы граждан, их безопасность - и мы её выполняем.

Безусловно, попытки раскачать ситуацию еще будут, тем более в преддверие выборов Президента России. Мы готовы обеспечить должный правопорядок и дать людям спокойно проголосовать, реализовать свои конституционные права.

Еще одно направление оперативно-служебной деятельности, актуальность которого для нас в текущем году особо возрастает, -  подготовка к проведению Всемирной летней Универсиады 2013 года.

Мы выходим на финишный этап, но объем задач  остается достаточно большим – как нормативного, так и организационного плана. Мы отдаем себе отчет, что любой прокол в обеспечении безопасности во время Универсиады – удар по авторитету не только правоохранительных органов, Татарстана, но и страны в целом, который перечеркнёт все наши заслуги и достижения за многие годы.

 

Уважаемые депутаты!

Мы активно работаем и над внедрением в повседневную деятельность новых технологий. С учетом сокращения численности личного состава, в том числе наружных служб, это, безусловно, становится всё более актуальным.

Несколько лет назад мы приняли решение об объединении наших технических наработок по «Безопасному городу», различным направлениям деятельности в  единую республиканскую автоматизированную систему комплексной безопасности «Безопасный регион». Большинство наших задумок стали возможны благодаря поддержке МВД России, Президента и Государственного Совета республики.

В 2012 году будут предприняты дальнейшие шаги по развитию этой системы.

Продолжим расширение сети видеонаблюдения. Практика её использования показала перспективность данного направления работы.

В наших планах вчетверо увеличить количество служебных автомобилей подключенных к системе мониторинга, внедрить программное обеспечение для приёма, регистрации и дальнейшего отображения на электронной карте и в табличном виде событий, поступающих от службы «02» в масштабах республики. Сегодня оно работает только в казанском гарнизоне.

Оборудовать автоматизированные рабочие места (аналогичными тем, что установлены в зале оперативного управления Антикризисного центра при КМ РТ и дежурной части УВД  Казани)

во  всех территориальных подразделениях, дежурных частях УВО и ГИБДД.

Увеличить количество патрульных экипажей (ОВО, ППСП, ДПС), следственно–оперативных групп, УУП, оснащенных многофункциональными системами, обеспечивающими доступ к информационным базам данных.

Задача такова - от апробирования, режима испытаний, перейти к широкому внедрению технических средств в повседневную деятельность от министерства до самого небольшого отделения полиции. 

Уважаемые народные избранники!

Отмечая плодотворное сотрудничество правоохранительных органов с депутатским корпусом Госсовета, позволившее достичь значительных результатов, выражаю уверенность, что оно будет продолжено и в дальнейшем.

На различной стадии подготовки у нас находится еще ряд законопроектов. Особо остановлюсь на одном из них.

Как я уже говорил, растет количество массовых мероприятий. Особенно – спортивных. Эта динамика будет и дальше увеличиваться.

Это понятно, Казань поистине становится практически самым спортивным городом, обладающим огромной объектовой базой.

Непрерывный процесс соревнований – заканчиваются одни, начинаются другие. В город периодически, конечно в зависимости от уровня соревнований, прибывают зрители, болельщики. К сожалению, поведение не всех из них, взять тех же футбольных фанатов, отвечает нормам, принятым в цивилизованном обществе. В этих условиях  становится актуальным вопрос соблюдения правил поведения  на спортивных объектах. Единая общероссийская законодательная база  в этой сфере, отсутствует.

Мы подготовили проект «Правил обеспечения безопасности зрителей на спортивных сооружениях  Республики Татарстан во время проведения матчей по игровым видам спорта», регламентирующий поведение зрителей, их права и обязанности при нахождении на спортивном объекте.

Эти правила позволят нам, опираясь на правовые нормы, не только более эффективно обеспечивать общественную безопасность, но и противодействовать террористическим угрозам на мероприятиях с массовым пребыванием людей.

В случае если они будет утверждены, возникнет необходимость предусмотреть административную ответственность за их нарушения, и здесь мы надеемся на вашу поддержку.

Это вкратце всё, что позволило мне отведенное время сообщить о состоянии оперативной обстановки в республике, работе нашего министерства в прошлом году и задачах на предстоящий период.

 

 

Контакт

 

Если Вы стали жертвой преступления звоните по телефону:

 02 или 2-42-02 

 

 

Адрес: Республика Татарстан районный центр с.Муслюмово ул.Садовая дом 43. Телефон дежурной части - (85556) 2-42-02 и (8432) 2912-972

Электронный адрес отдела: gmirzaianova@mvd.ru

Государственные услуги

https://16.mvd.ru/folder/2408095


МВД Татарстана в очередной раз напоминает: 
- Вы получили SMS сообщение о неожиданном выигрыше – Задумайтесь! Настоящий розыгрыш не должен подразумевать денежные выплаты с вашей стороны 
- Вам звонят с незнакомого номера и сообщают, что для помощи близким, попавшим в беду, необходимы деньги – по такой схеме работают мошенники, перезвоните родственникам, узнайте все ли в порядке. 
- Вам предлагают купить (получить компенсацию за некачественные) пищевые добавки - настоящие БАДы можно купить только в аптеках и специализированных магазинах, но только не в разнос. 
Полиция всегда готова прийти на помощь, но самый лучший способ – это ваша бдительность и правовая грамотность.

 

Погода в Муслюмово